История

Николай Фаберже и Рама V

Николай Фаберже и Рама V
В 1897 г. заработала первая российская дипломатическая миссия в Сиаме. В страну прибыли многие представители политической и культурной элиты империи, в том числе и «драгоценных яиц» мастер Николай Фаберже, младший сын русского ювелира Карла Фаберже. Ювелирное предприятие Фаберже стало первой российской фирмой, проникшей в Сиам.
Фаберже стал главным поставщиком ювелирных изделий российского царского двора. Рама V закупили целую коллекцию драгоценностей фирмы Фаберже. Главный мастер фирмы Франц Бирбаум в своей книге отмечал: "Сиамская королевская семья и двор были самой значительной клиентурой в этих краях. Наши работы были впервые ввезены в Сиам принцем Чулалонгкорном, прожившим довольно долгое время в Петербурге, где он получил образование в Пажеском корпусе. Вскоре после его возвращения на родину были получены от королевской четы разнообразные заказы. В них особенно заметную роль играл резной нефрит и миниатюрные портреты на эмали короля и королевы, оправленные бриллиантами. Узнав от лиц, посетивших Сиам, что кольца с драгоценными камнями являются там самым распространенным ювелирным украшением, мы при первой же поездке отправили большой выбор колец. К сожалению, никому не пришло на ум, что европейские размеры могут оказаться неподходящими. В действительности, они оказались настолько велики, что для следующей поездки пришлось изготовить кольца детских размеров, так миниатюрны пальчики сиамских дам. В Сиаме существует обычай традиционного подарка, каким у нас является пасхальное яичко, но он приурочен к Новому году. Каждый год называется именем какого-нибудь животного, соответствующего новому году. В 1913 году сиамским двором была заказана целая серия вещей и брелоков с изображением свиней.Среди работ, исполненных для Сиама, многие носят европейский характер, но немало и таких, которые были исполнены в сиамском стиле. В таких случаях мы пользовались рисунками, фотографиями, доставленными оттуда. Сиамский стиль носит следы индусского и китайского влияния, но представляет своеобразный интерес и очень мало изучен до сих пор. Орнаментация чрезвычайно богата и отличается большой законченностью деталей, влияние китайского колорита очень заметно. »
Сейчас Королевская коллекция Фаберже - это единственная коллекция работ знаменитого ювелира в странах Азии и Дальнего Востока. Доступ к частной Королевской коллекции открыт лишь немногим. Изделия Фаберже в ней могут быть подразделены на 2 группы. Одна группа состоит из личных вещей Короля, которыми он распоряжается по своему усмотрению. Вторая группа состоит из изделий, являющихся собственностью Короны, эти вещи должны перейти преемнику Короля. Вещи из второй группы употребляются во время официальных церемоний или имеют религиозное значение. Все они изготовлены из нефрита и включают: большую, круглую чашу, покоящуюся на трех фигурках, две мелких круглых чаши меньших размеров, два парных трехрожковых канделябра, одну большую глубокую чашу, круглую коробку и большой ковш.Большая нефритовая чаша на трех золотых фигурах предназначена для святой воды до время приведения к клятве верности высоких призваний служащих, эта церемония обычно имеет место в часовне Изумрудного Будды. Фигурки изготовлены чрезвычайно искусно. Золото, использованное для изготовления этих золотых фигур было прислано королем Чулалонгкорном. Вес чаши более двадцати фунтов! Генри Бейнбридж в книге «Питер Карл Фаберже» пишет, что фигуры были сделаны из серебра. Кеппет Сноумен в книге «Карл Фаберже» также пишет о большой нефритовой чаше, поддерживаемой тремя фигурами, но он пишет, что это позолоченное серебро. Как выяснилось, ножки нефритового основания действительно были изготовлены из позолоченного серебра.
В этом собрании шедевров Фаберже можно увидеть овальную брошь работы Хольстрёма из золота с эмалью. Брошь обрамлена узкой полосой из калиброванных рубинов и прерываема четырьмя алмазными розочками, а также мелкими алмазами в виде язычков пламени (тайландский орнамент). На миниатюре изображены портреты троих детей Сиамского короля Рамы V. В них многое: и морская голубизна в ясную штилевую погоду, и загадочный свет таинственных звезд, что навсегда запечатлелся в чудном творении природы.
В коллекции имеется набалдашник трости в виде головы кролика из горного хрусталя, глаза которого выполнены из рубинов, а ободок покрыт рубиново-красной эмалью. На одном из подарков, преподнесенных королю Чулалонгкорну через год после встречи с Николаем (1891), выгравирована надпись по золоту: «От вашего друга Николая. 1891 г., Петергоф».
Также известный ювелир выполнил для придворного храма в Сиаме еще три значительных вещи из нефрита: фигуру Большого Будды, которая хранится в личной часовне короля в Большом Дворце; фигуру Малого Будды, хранящуюся в семейной королевской часовне во дворце Читралада; колокольчик и маленькую круглую коробочку, в которой ее величество хранит реликвии Будды.
О существовании этих крупных нефритовых изделий было известно давно. Постамент фигуры был изготовлен из чеканного эмалированного золота. Модель Будды доставлена мастеру из Сиама. Бейнбридж писал об «Изображении Будды», хранившемся в храме Изумрудного Будды, который во время правления короля Рамы VI использовался во время различных официальных церемоний»; он также упоминал о мелкой чаше, паре подсвечников и другом изображении Будды, хранящемся в Таиландском национальном музее. Бейнбридж демонстрировал фотографии, предоставленные сиамским правительством, на них Малый Будда и Большая Чаша, но нет подробностей, с описаниями и размерами. Например, одна из деталей опоры Большой Чаши - мифический образ Гаруды из золота, алмазов, рубинов, изумрудов и нефритовым основанием на ножках из позолоченного серебра.
Бейнбридж также писал о поездке Фаберже в Сиам: «Приглашение в Сиам пришло от короля Чулалонгкорна… в 1904 г... Фаберже был особенно счастлив поехать в Сиам в то время, когда там были нужны не только фантазийные изделия, но и ювелирные украшения для королевской семьи и сиамской аристократии». Николай Фаберже на самом деле посетил Бангкок в ноябре 1908 г.В книге гостей королевской гостиницы Бангкока есть также запись о пребывании Николая Фаберже в 1911 году. Он прибыл на коронацию нового короля Рамы VI.
Во время II мировой войны премьер-министр Пибул Сонгграм отослал в Пхетчабун самые драгоценные предметы с целью сохранить их. Позднее их вернули в Большой Дворец в Бангкоке, но до 1982 г. большинство предметов оставалось нераспакованными.
Для сиамского двора мастером Фаберже была также исполнена серия нефритовых коробок с мелкой резной орнаментацией и лампада того же камня, скомпонованная в сиамском стиле художником Якобсоном по материалам, специально присланным для этой цепи из Сиама. В коллекции короля Сиама были также фигурки близнецов «Труляля» и «Траляля».
В ноябре 1981 г. ее Величество Королева Сирикит посетила Хиллвуд, дом покойной Марджори Мерриуэзер Пост в Вашингтоне (округ Колумбия), выразив желание увидеть изделия Фаберже из ее коллекции. Во время визита на королеве была брошь работы Фаберже с миниатюрой - портретами королевских детей. Она рассказала о Королевской Коллекции изделий Фаберже в Бангкоке и о том, что один из членов королевской семьи, будучи студентом, был в России во время правления царя Николая II.Почти через два года после этого визита Хиллвуд посетила гостпожа Йуппа Пранич, подруга ее Величества Королевы, живущая в Вашингтоне. Во время этого визита обсуждалась Королевская Коллекция произведений Фаберже, а представителям Хиллвуда было предложено поехать в Бангкок и осмотреть ее. С согласия Королевы были сделаны необходимые приготовления к поездке.
Это была весьма впечатляющая выставка!
Ее Величество Королева распорядилась собрать и расставить в большом зале произведения Фаберже вместе с работами таиландских мастеров. Ранее Королевская Коллекция изделий Фаберже никогда не была показана полностью.
Голова слона, вырезанная из нефрита и убранная в золотую оправу в мастерской Михаила Перхина, выполняла функцию набалдашника для трости. Она, как и нефритовые портсигры с изображениями слонов, была изготовлена для сиамских клиентов.