Тайские подушкиЕсли после сна у человека сводит шею так, что не повернуть голову, представители старшего поколения обычно скажут, что подушка скинула его голову. В этом случае подушку надо хорошенько выбить и оставить на солнце просушиться. Поначалу непонятно, каким образом такое проветривание подушки помогает избавиться от неудобства с шеей, почему начиная с глубокой древности люди верили в эту примету. Здесь мы имеем дело со своеобразным обычаем, достойным того, чтобы познакомиться с ним поближе.
Распространенные в Таиланде подушки можно разделить на три вида: подушки для головы, треугольные подушки под спину или под руку и длинные цилиндрические подушки для обнимания.
Любой человек может спать как комфортно, так и не очень, мучаясь от ночных кошмаров, например. Считается, что если вас одолевают кошмары, то в этом виновата подушка, и тут нужно знать, каким образом избавиться от этого. В первую очередь обычай предлагает почитать сутты перед тем, как ложиться спать. Читаются они, сидя на постели лицом к подушке. А поутру следует применить выбивание и просушку подушек на солнце. Само собой разумеется, что подушку для головы нельзя использовать ни в каких других целях.
Треугольная подушка в древние времена использовалась лишь богатыми и влиятельными людьми, такими как королевские чиновники, крупные торговцы, высокопоставленные военные чины - очень удобно лежать, облокотившись на такую подушку, кушать и отдавать всяческие распоряжения. Эту подушку еще называют рубленной из-за ее формы (кажется, что обычную прямоугольную подушку разрубили на 2 части).
Теперь перейдем к третьему весьма распространенному виду подушек. Цилиндрическая подушка для обнимания используется в Таиланде с древних времен наравне с двумя предыдущими типами. Эта подушка несет не единственную функцию. Помимо того, что её очень удобно обнимать во время сна, ею так же зажимают противомоскитную сетку, свисающую сверху, исключая пространство, через которое комары смогли бы подобраться к спящим. Третья функция этой подушки – разделять спящих. Тайцы – весьма гостеприимный народ, и зачастую в доме могут остаться ночевать родственники или друзья, засидевшиеся в гостях допоздна. При отсутствии дополнительных спален эти длинные подушки служат перегородками для спящих в одной комнате людей. Ассортимент таких подушек разнообразный: для новорожденных, длиной 20-25 см до подушек в полный рост взрослого человека. Такие подушки входят в стандартный набор постельных принадлежностей, и вы вряд ли сможете найти в магазине постельный набор без этого аксессуара.
Обычный наполнитель для всех подушек – хлопок. Существуют и дополнительные наполнители из различных листьев смоковницы (священного дерева Бодхисатвы) – ใบเงิน ใบทอง ใบทาค.
К свадьбе для молодых готовится специальный комплект постельного белья. Существует традиция, согласно которой в подушку помещают денежную купюру в качестве символа достатка и благополучия. Невеста может делать вышивку на подушке для любимого, например сердечко со словами «люблю тебя всегда» или «сладких снов, любимый».
В предыдущем номере этого журнала мы уже говорили о том, что тайцы свято верят в высокий статус головы. Подушка для головы имеет так же высокий статус, поскольку соприкасается с ней во время сна. Поэтому ее неуместно использовать в любом ином качестве. Когда ребенок играется с подушкой для головы, садится на нее, например, то родители говорят, что у него вскочит чирей на попке.
«Подушечные» традиции нашли свое отражение в пословицах, например, «встречаешь бродягу – рискуешь подушкой», т.е. говорится об опасности встречи с проходимцами, в результате которой можно лишиться состояния; «есть лишь подстилка с подушкой», т.е. нет ничего, чтобы говорило об устойчивом финансовом положении человека.
Цвета дней неделиВ древние времена люди верили в то, что цвет оказывает влияние на жизнь человека. В это верили не только тайцы. Китайцы говорили, что если использовать цвет, соответствующий своему дню рождения, то это принесет удачу, и наоборот.
В настоящее время использование цвета одежды, соответствующее собственному дню рождения не очень-то распространено. Сложно встретить человека, который носит одежду только одного цвета из-за соображений соответствия цвету удачи, т.к. это слишком скучно и вряд ли кому-то понравится. Тем не менее, в Таиланде, наверное, каждый знает свой личный цвет или цвета, соответствующие может быть не только дню рождения, но и каким-нибудь знаковым событиям в жизни человека, и может использовать различные оттенки таких цветов, от темного до светлого. Но даже будучи уверенным в значении цвета одежды для успеха в жизни, каждый понимает, что вряд ли стоит останавливаться на одном цвете или одной и той же одежде. Проверить это утверждение можно легко, достаточно походить в одном и том же несколько дней подряд. Полагаю, что никакой цвет не поможет справиться с запахом такой одежды, во-первых. Во-вторых, вряд ли однообразие одежды будет способствовать успеху среди окружающих.
Тем не менее, умелое сочетание цветов, имеющих отношение к дню недели, знаковым событиям и уважаемым историческим личностям, а так же своевременная смена гардероба как минимум создадут предпосылки к уважению в обществе. А как максимум – попробуйте сами, возможно, небеса будут к вам более благосклонны. «Встречают по одежке» - эта часть русской пословицы очень кстати подходит для тайского общества.
Легенда о двенадцати мудрецах гласит, что цвета дней недели являются цветами ангелов тхевада, дабы отвести ненастья и расчистить путь к ангелам. В древней книге свода законов в части тайских традиций (стр. 142-143) говорится:
- воскресенью соответствует красный цвет. Пхра Исуан (Шива) взял шесть львов, превратил их в пыль и сделал из нее ткань красного цвета, окропил волшебной водой и создал Солнце, и было это воскресенье;
- понедельнику соответствует желтый цвет. Пхра Исуан (Шива) сотворил заклинание для пятнадцати дев-ангелов, и те превратились в пыль, из которой Шива соткал ткань светло-желтого цвета (не забыв окропить ее волшебной водой) и сделал из нее Луну, и был это понедельник;
- вторнику соответствует розовый цвет. Пхра Исуан (Шива) взял восемь буйволов, сотворил заклинание и превратил их в пыль расплывчатого красного цвета, окропил волшебной водой и создал Марс, добавив кристальный циркониевый цвет жилища богов, и было это во вторник;
- среде соответствует зеленый цвет. Пхра Исуан (Шива) взял семнадцать слонов и превратил их в пыль и создал ткань, окрасив ее зеленью листьев, окропил волшебной водой и создал Меркурий с телом изумрудно-зеленого цвета, и была это среда;
- четвергу соответствует оранжевый цвет. Пхра Исуан сотворил заклинание и превратил девятнадцать риш (святых отшельников) в пыль, из которой соткал ткань оранжевого цвета и создал Юпитер цветом кристальной ляпис-лазури, и был это четверг;
- пятнице соответствует синий цвет. Пхра Исуан, как водится, заклинанием стер в порошок двадцать одного быка и соткал ткань цвета индиго, окропил волшебной водой и создал Венеру, и была это пятница;
- субботе соответствуют фиолетовый или черный цвета. Пхра Исуан взял десять тигров, заклинанием превратил их в пыль, соткал ткань черного цвета, и, окропив своей водой, создал из этой ткани Сатурн мрачного черного цвета, и была это суббота.
Тайский дом, домашние традиции и ритуалыКаждый из тайцев считает дом главной вещью в своей жизни, от рождения до смерти, так как с древних времен в доме не только проживали, но так же рожали детей и умирали. Это в настоящее время детей рожают в больницах или небольших родильных домах, но в старые времена из-за отсутствия оных рожали исключительно дома, с помощью местных народных целительниц и повивальных бабок, впрочем, как и во всем мире, пожалуй. После смерти кого-либо из домочадцев после ритуала прощания, который мог длиться три, пять или семь дней, тело усопшего кремировали, а часть праха помещали на почетное место в доме. Таким образом, дом служил свою службу не только при жизни его обитателей, но и после нее. В древности прах умерших родственников помещали под порог дома. Считалось, что их души будут охранять жилище. Поэтому наступать на порог любого тайского дома, храма или любого другого здания означает оскорбить духов, стерегущих покой и благополучие дома. Порог надо переступать.
Тут уместно сказать несколько слов о такой неизбежной штуке в нашей жизни, как смерть. Сама по себе смерть не рассматривается тайцами в качестве горя от потери близкого человека. В этой буддийской стране смерть считается естественным переходом из одного состояния бытия в другое, сопряженным с избавлением от страданий в этой жизни и приобретением состояния «сабай-сабай», т.е. полного комфорта. В каком-то определенном смысле за усопшего можно даже порадоваться – он не испытывает физических мучений, он прошел очередной цикл своей кармы и вступил на новый круг существования своей души. Его провожают с почестями, и хранят о нем светлую память. Время прощания (три, пять или семь дней) зависит от дня недели, когда умер человек. Во-первых, нечетные числа считаются в Таиланде счастливыми, поэтому надо выдержать именно этот порядок времени прощания и совершения ритуалов. Во-вторых, нельзя хоронить, т.е.
кремировать по четвергам, субботам и понедельникам, поскольку каждый четверг – праздник, День Учителя, а суббота и понедельник – законные выходные у служащих похоронных служб. Из этих соображений высчитывается количество дней прощания с покойным. В эти дни в дом приглашают четырех монахов для совершения прощальных обрядов. Цифра «4» знаменует смерть, поэтому данное количество монахов возможно увидеть в доме только в одном случае. Приглашение монахов – это тхам бун, совершение благих поступков и получение заслуг для своей кармы, т.е. дело святое.
Пока народ днем готовит еду, сооружает и украшает лафет высотой около 4-х-5-ти метров, слушает музыку, выпивает и закусывает, у гроба с телом несут круглосуточную вахту минимум два человека (одному ведь скучно, да и заснуть недолго). Рядом с гробом ставят свечи, и эти бессменные дежурные следят за их огнем. Если вдруг какая-либо из свечей гаснет, это означает, что душа покойника неспокойна, и необходимо просить монахов проводить дополнительные ритуалы. Плохой приметой считается, если черная кошка перепрыгнет через гроб с покойником или, что еще хуже, ляжет ему на грудь. Это может означать, что дух Маттьурат, который приходит за душой усопшего, может отказаться от нее по ряду причин, и душа останется на земле в виде злого духа или духа неудовлетворения Прет. В данном случае покойника нельзя кремировать без проведения соответствующих ритуалов, для чего нанимают специальных старцев пхутхау пхуке, которые проводят эти ритуалы и просят помощи у небес.
Покойнику обязательно кладут в рот монетку для духов. В старые времена клали золото. После кремации служащие получали этот расплавленный кусочек золота в качестве оплаты своих услуг. А непосредственно перед кремацией над головой усопшего разбивают кокос – символ головы, откуда должен выйти дух-хранитель Кхван, сопровождающий человека всю его жизнь, - а затем поливают тело соком кокоса, т.к. этот сок является символом чистоты.
В последний день похоронных ритуалов, после обильных подаяний монахам, после красивой кремации с фейерверками и петардами, все родственники, близкие, знакомые и соседи усопшего поминают его обильным застольем. Поздней ночью праздник смерти подходит к концу.
Традиционно тайские города и деревни возводили у водоемов – рек и озёр. Близость дома к воде была принципиальной. Дама строили на сваях, поскольку во время сезона дождей уровень воды в реках заметно повышался. С возведением дома связан праздник закладки первой сваи. В настоящее время у новостроек можно увидеть сваю, обвязанную разноцветными ленточками – это древняя традиция привлечения добрых духов, которые в последствии будут охранять дом. Важным условием при возведении дома является его ориентация по частям света. Традиционно входная дверь располагалась с восточной стороны. Спальные комнаты строились так, чтобы люди спали вдоль короткой стены, причем ногами исключительно на запад. Запад ассоциируется со смертью, что неудивительно, ибо солнце – источник жизни – «умирает» на западе. В настоящее время эта традиция не соблюдается так строго, современные дома строят по другим критериям, хотя вряд ли кто из тайцев ляжет спать головой на запад даже в новых домах. В доме может лежать головой на запад только покойник. Зато спальные места по-прежнему ориентированы вдоль короткой стены спальни. Во-первых, при необходимости в комнате может уместиться большее количество людей. Во-вторых – спальня организовывалась таким образом, чтобы короткая стена прямоугольного помещения была перпендикулярна коньковому брусу. Вот в нем-то, в брусе, все и дело.
Несмотря на то, что буддизм, мягко говоря, не одобряет самоубийства, подобные методы решения личных проблем весьма распространены в обществе. Мама не разрешила выйти замуж за любимого – в петлю. Потерял лицо в обществе – в петлю. А петля эта накидывалась именно на коньковый брус в спальне. В спальне днем можно было закрыться и без посторонних решить свою проблему. Поэтому считается, что этот брус – место проживания духа самоубийцы Пхи Хой Ам. И этому духу очень не нравится, когда люди спят вдоль его бруса, чьи тела ориентированы по направлению конька. И этот дух может однажды войти в спящего и овладеть его телом. Даже если в доме не было висельников, отношение к коньковому брусу у тайцев остается предвзятым.
Важным элементом организации домашнего пространства является ориентация «верх-низ». Место для статуэтки Будды будет всегда выше всех предметов домашней утвари, место для приглашенных монахов так же будет всегда выше мест для сидения домочадцев. Традиционный тайский дом двухуровневый, как минимум. Первый, низкий уровень - для еды и дневного времяпрепровождения. Наиболее высокий уровень – в спальнях. Подробнее об уровнях и иерархии по высоте вы могли прочитать в предыдущем номере этого журнала.
Еще один немаловажный элемент пространственной ориентации – отношение «лево-право». «Право» считается правее, лучше, чище. Справа от женщины идет мужчина. Справа он же ложится спать. В тайском обществе женщина сама никогда не встанет справа от мужчины. Передавать что-то другому человеку или принимать что-то от него принято правой рукой, это вежливо. Левая рука традиционно считается грязной, выполняющей различные гигиенические процедуры, поэтому что-то передавать этой рукой крайне невежливо. Левой рукой можно поддерживать правую, это очень вежливый жест. Это правило работает и при разделении домашнего пространства по критерию «старший-младший» и «мужчина-женщина».
Кухня традиционного тайского дома всегда строилась рядом с основным домом и соединялась мостками. С точки зрения гигиены это было вполне оправдано. Маленький причал у каждого дома давал возможность легко использовать воду в хозяйственных нуждах.
Организация тайского дома и традиции, связанные с ним, отражают сложную иерархию социума и отношений в нем. Эти традиции регламентируют поведение в обществе, в семье, отношение к природе, к событиям в жизни общества. Многие поведенческие нормы, обычаи и нравы могут показаться странными и непонятными. Не спешите с выводами. Корни этих традиций растут из древнейшей культуры и имеют вполне естественные и разумные обоснования, а само общество вполне самодостаточно и гармонично.
ЛойкратхонгВ полнолуние последнего месяца лунного года во многих странах Юго-восточной Азии народ празднует древний праздник Лойкратонг.
Тут будет уместно сказать о традиционном тайском лунном календаре. Месяцы и дни в нем не совпадают с обычным европейским календарем. Если вы посмотрите тайские гороскопы, то с удивлением обнаружите несоответствие знаков зодиака номеру месяца. Дело в том, что лунный год начинается с «обычного» 12-го месяца, декабря, и считается первым лунным месяцем. Соответственно, январь – второй лунный месяц, и т.д. Все традиционные тайские праздники и фестивали привязаны именно к лунному календарю (
тьантхаракхати) и фазам луны. Поэтому довольно часто может возникнуть расхождение в понимании, если сказать тайцу о шестом месяце, имея ввиду июнь, т.к. скорее всего он посчитает этот месяц как май. Еще одна возможная причина такого расхождения в понимании - в лунном календаре месяцы только лишь нумеруются, а в обычном солнечном календаре (
суриякхати) имеют свои названия, поэтому, если вы будете говорить номер месяца, а не его название, то подразумеваться будет месяц именно по лунному календарю.
Итак, в полнолуние последнего месяца лунного года (ноябрь, по-нашему) во многих странах Юго-восточной Азии празднуют один из красивейших праздников - Лойкратхонг.
Иногда этот праздник приходится на полнолуние в одиннадцатом лунном месяце (октябре), но чаще всего последняя полная луна приходится на последний месяц уходящего лунного года (ноябрь). В это время вода в реках считается самой чистой, а русла рек – наиболее полными.
Смысл этого красивейшего праздника заключается в поклонении следу стопы Будды Гаутамы, оставленному им на берегу реки
Нам Тха Натхи в Индии, его следу в истории - Учению, в избавлении от страданий и неудач, в том, чтобы дать им утечь вместе с водой реки, а так же выразить почтение и благодарности духу реки
Пхра Мэкхонг Кха (или
Мэ Пхра Конг Кха). Задолго до этого праздника народ готовится к праздничному шествию, которое порой растягивается на многие километры. Школы, университеты и предприятия организуют свои колонны. Это мини-дворцы на колесах, тщательно украшенные и подсвеченные, сопровождаемые персонажами древних легенд из Рамакианы, танцорами, воинами, красивыми девушками, представлениями кукольных театров, боями на саблях, музыкой, танцами и песнями. И все это находится в движении, колонны медленно пересекают весь город.
Символ этого праздника, как можно понять из его названия –
кратхонг. «
Лой» означает «плыть, скользить по поверхности воды».
Кратхонг - это небольшая ладья, основание которой делается из среза ствола пальмы, которое в свою очередь украшается листьями деревьев, цветами или цветной бумагой (последний вариант крайне нежелателен, поскольку бумага будет загрязнять воду в реке), тремя палочками благовоний и одной маленькой свечой. Получается очень красивый цветок, похожий на раскрытый бутон священного лотоса как символ открытой души и искренности. В
кратхонг принято класть мелкую монету (1, 2 или 5 батов). Некоторые кладут туда прядь собственных волос или срез ногтя. Зачем они это делают, станет понятно чуть позже.
Когда кратхонг готов, нужно подойти к реке. В принципе, это может быть любой водоем, если нет поблизости реки или канала, подойдет даже бассейн. Нужно зажечь благовония и свечу, склонить колени у воды, поднять
кратхонг двумя руками до уровня собственного лба в почтительном ритуале «вай», слегка склонив голову и попросить духа воды
Пхра Мэкхонг Кха забрать вместе с
кратхонгом все неудачи, несчастья, болезни, потери, неудовлетворение и страдания. Прядь собственных волос и срез ногтя символизируют личные неудачи, от которых хотелось бы избавиться. После этого
кратхонг запускают по воде, и он уплывает по течению реки без возможности возвращения, навсегда.
Далее следует поблагодарить
Пхра Мэ Кхонг Кха за то, что он дает воду, основу жизни, попросить прощения за загрязнение воды в процессе жизнедеятельности и пожелать всем своим близким счастья и здоровья, удачи, благополучия и тех подарков судьбы, которые улучшат их карму.
Иногда случается, что
кратхонг тонет. Согласно поверьям, это говорит о плохой карме того, кто его пускал, кратхонг не выдерживает грехов человека.
Первый
кратхонг, согласно историческим сведениям, сделала старшая из младших жен (
нанг нап пха мат саном ек) первого короля Сукхотайского периода, отца тайской нации Пхра Руанг Пхра Йалитхай. Изначально это была традиция браминов для того, чтобы оказать почести индуистской божественной триаде Пхра Три Мурати - Шиве, Вишну и Брахме – за то, что они дали возможность появлению Будды Гаутамы и его Учения, а так же для поклонения следу стопы Будды, о котором мы говорили вначале. По традиции, самый большой кратхонг до сих пор делают в древней столице Сиамского государства, городе Сукхотай, там же проходит одно из самых ярких празднеств фестиваля Лойкратхонг.
Но, пожалуй, наиболее красочный праздник проходит в «северной столице» королевства городе Чиангмай. Помимо невероятно красивых шествий, концертов, театральных представлений на суше и на воде, салютов, фейерверков и иных народных гуляний, ближе к полуночи в небо запускают бумажные фонарики
кхом фай. Пожалуй, только на севере страны можно увидеть эту традицию в полном объеме, во всем ее размахе, а заодно и поучаствовать в ней. Эта традиция называется
йи пенг, она пришла из Бирмы, соседки северных провинций Таиланда, и не получила распространения в центральной части и в южных провинциях королевства. Представьте, когда практически каждый житель Чиангмая запускает такой фонарик в небо, да еще и не один – все небо усыпано новыми «звездами», это потрясающее зрелище! Перед тем, как запустить в небо фонарик, принято загадывать желания. Случается, что фонарик не может взлететь или сгорает, зацепившись за дерево. Окружающие смеются и говорят, что слишком много желаний загадано. Весь следующий день можно наблюдать, как потухшие фонарики плавно опускаются на город.
В этот день наступает зима, сменяющая сезон дождей.
Праздник ловли слоновОдним из самых популярных и веселых праздников, проводимых в северо-восточной части Таиланда (Исан) и пользующимся большой популярностью у туристов является праздник ловли слонов в провинции Сурин, который традиционно проводится каждый год в ноябре месяце. Жители Сурина издревле славятся своими навыками поимки диких слонов и их дрессировки.
В прошлом дикие слоны в больших количествах водились в джунглях той части Таиланда, которая примыкает к кхмерскому государству и на самой территории Камбоджи. Но длительное военное противостояние внутри Камбоджи нанесло урон популяции слонов в этих местах. Со временем, вместе с количеством этих животных существенно уменьшилось количество специалистов по их ловле и дрессировке, и в настоящий момент погонщики слонов вынуждены поддерживать промысел посредством различных представлений, шоу слонов среди тех, кто приезжает в эти края в качестве туристов. Сейчас праздник ловли слонов стал самым большим и красивым представлением в Сурине, где можно в полной мере оценить квалификацию погонщиков и способности этих больших симпатичных животных.
Впервые эта традиция именно как праздник зародилась в 2503-м году по буддийскому календарю (1960 г.). Праздник начинается с движения огромной колонны слонов (обычно в количестве 120-150 слонов). Колонну сопровождают детеныши в возрасте 2-3-х недель и старше.
В течение праздника самые большие слоны показывают свои тяговые возможности, передвигая различные грузы, играют в футбол с людьми и выполняют массу других трюков, которые дают возможность оценить не только прекрасную подготовку животных, но и уровень мастерства погонщиков-дрессировщиков, добившихся таких превосходных результатов как в воспитании слонов, так и в управлении ими, ибо в древние времена слон был боевым животным, и от мастерства погонщика зачастую зависел исход битвы.
В прошлом традиция ловли слонов была ежегодным королевским ритуалом, который возглавлял сам монарх, когда читались молитвы и заклинания, соответствующие этому ритуалу, в основном для того, чтобы пойманный дикий слон быстрее приручился. В настоящее время этот ритуал постепенно возрождается, и те туристы, которые будут приезжать в Сурин в ближайшие годы, смогут лицезреть эту традицию практически в полном объеме.
Провинция Сурин является центром этого праздника, и ее власти проводят политику возрождения старых традиций для привлечения большего количества туристов в том числе, чтобы каждый приезжий имел возможность получить максимум удовольствий от праздника и поближе познакомиться с самобытной культурой провинций северо-восточной части королевства.
Лодочные состязанияПраздник, освященный этому состязанию на воде – одна из традиций, которая приходится на последние дни периода большого буддийского поста
кхау пханса (примерно до полнолуния ноября месяца), когда вода в реках поднимается до своего максимального уровня. В это время жители провинций Питсанулок, Нан, Ангтхон, Патхумтхани, Сураттхани, Аюттхая и многих других собираются у рек и озер для проведения состязания на лодках.
Эти соревнования проходят ежегодно и, соответственно, в тех провинциях, где есть возможность их проводить, т.е. там, где имеется большой водоем или широкое русло реки.
Эти состязания зародились еще 600 лет назад в Аюттхайский период Сиамского государства, а в настоящее время стали национальным видом спорта и проводятся с целью всесторонней подготовки спортсменов для различных международных соревнований.
Обычно эти лодки изготавливаются из цельного ствола дерева, достаточно длинного, чтобы лодка вмещала в себя 60 гребцов, которые располагаются в два ряда. Каждая лодочная команда, как можно догадаться, имеет форму одного цвета.
Ежегодно состязания собирают по нескольку сотен зрителей, как тайцев, так и приезжих из других стран, которые размещаются по обе стороны реки и с азартом наблюдают за этими гонками. По окончанию соревнований проходит красивая церемония награждения команд-победителей, торжественное вручение призов и всевозможные народные гуляния, в которых тайцы знают толк.
Праздник воздушных змеевИгры с воздушными змеями являются одними из наиболее популярных в Таиланде до такой степени, что их можно вполне считать национальной игрой. Понятно, что больше всего удовольствий от этого получают дети. И если в черте крупного города запускать змеев проблематично, то за его пределами ничто этому не препятствует.
Лучшее время для этого развлечения – период февраля и марта месяцев, когда со стороны Сиамского залива дует юго-западный ветер, а просторы полей уже свободны от урожая.
Игры с воздушными змеями зародились в Китае более трехсот лет тому назад. Их начали делать китайские солдаты, используя связанные бамбуковые трости, и запускали их над головой неприятеля. Когда ветер попадал в отверстия бамбуковых палочек, они издавали звук, который приводил противника в замешательство, а иногда и обращал в бегство без применения дополнительных усилий, ибо природа звука была ему неведома и наводила суеверный страх.
В период Аюттхайского государства законом запрещались игры с воздушными змеями у королевского дворца, поскольку нити змеев цеплялись за шпили храмов и королевских сооружений. Позже Рама IV Монгкут разрешил эти игры на площади Санамлуанг напротив Большого королевского дворца в Бангкоке.
Формы и цвета змеев поражают своим разнообразием: звезды различной геометрии, квадраты, ромбы, змеевидные, круглые и пр.
В настоящее время в Таиланде проводятся соревнования по запуску воздушных змеев, расписание которых можно узнать из новостей по ТВ и газет. Эти соревнования не только локальные, но и международного масштаба. Играют как по отдельности, так и командами. Помимо спортивного интереса запуск воздушных змеев – это еще и отличный семейный отдых на природе. Попробуйте, вам точно понравится!
Новый год по-тайскиВ последние дни декабря месяца, в канун Нового года, жители Таиланда начинают подготавливать свои дома к встрече праздника генеральной уборкой, которая растягивается на два дня, чтобы новый год жизни вошел в чистое жилье и в дальнейшем не омрачался ничем.
Несмотря на то, что Новый год западного образца не является чисто тайской традицией, к этому празднику граждане подходят не менее ответственно, чем к традиционному тайскому Новому году Сонгкрану, наступающему в апреле месяце. Для того, чтобы понять систему исчисления времен года и событий в Таиланде, нам не обойтись без более подробного ознакомления с традициями страны.
Во-первых, это лунный календарь браминов, в котором первый месяц года приходится на декабрь по солнечному календарю, т.е. номера месяцев лунного календаря смещены на один месяц назад по отношению к солнечному.
Во-вторых, в старые времена первый день января не считался днем перехода в новый год. Его знаменовал первый день убывающей луны первого лунного месяца года по буддийскому календарю, приходящийся на середину декабря, от которого и начинался отсчет нового года, но уже по буддийским традициям. Так же была дата, означающая смену тайских времен года, которую раньше тоже называли Новым годом, не отсчитывая следующий год, а лишь обозначая наступление долгого сезона дождей. Эта дата приходилась на 1-й день зарождающейся луны пятого лунного месяца по лунному календарю браминов или примерно на середину апреля по солнечному календарю и называлась днем перехода сезонов, на санскрите – Сонгкран. Для того чтобы привести эту дату смены сезонов в соответствие международным стандартам солнечного календаря, этот переход Сонгкран в 1889-м году решили перенести на 1-ое апреля по солнечному европейскому календарю. Таим образом, некоторые значимые даты были привязаны еще и к астрологическому календарю.
Когда же Таиланд принял солнечный календарь в качестве основного, стандартизируя даты, день отсчета буддийского Нового года в середине декабря стал официальным первым днем отсчета нового года. К тому же, он был близок 1-му января, дню европейского Нового года, что было удобно. И лишь только 24-го декабря 1940-го года (2483-й год по буддийскому календарю) во время правления Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона официальным днем перехода в новый год стал день 1-го января, и страна вошла в новый 1941-й год (2484-й год по буддийскому календарю) именно в этот день, а день празднования перехода сезонов Сонгкран вернули в его историческую нишу в лунном календаре.
Итого, в Таиланде можно праздновать несколько подобных праздников в течение одного года: буддийский Новый год примерно в середине декабря, международный Новый год 1-го января и тайский традиционный Новый год Сонгкран по календарю браминов, приходящийся на середину апреля. В принципе, в качестве веселого праздника в этот список можно включить еще и китайский Новый год. В общем, совсем не скучно.
Несмотря на то, что европейский Новый год принес с собой и многие европейские традиции его празднования, тем не менее тайское общество сохранило древние ритуалы, которые заключаются в тщательной подготовке жилища, его уборке, в совершении ритуалов тхам бун так бат – получение заслуг через подаяния монахам, сонг нам пхра – поливании водой рук монахов и статуэток Будды, пит тхонг вай пхра – наложение золотой фольги на статуэтки Будды, а так же в оказании почестей родителям, выслушивании наставлений, выпускании рыб и птиц на волю и в поздравлении друг друга с пожеланиями здоровья, удачи и всего наилучшего. Принято отправлять поздравительные открытки родственникам и знакомым. И, разумеется, празднование сопровождается различными представлениями, концертами, народными гуляниями, фейерверками, всяческими подарками, а не только традиционным застольем. Особенно хорошо это заметно в провинциях. Туристам в местах их плотного сосредоточения, к сожалению, предлагают лишь стандартный европейский набор.