Назад к списку

Князь К. А. Вяземский в Сиаме

Афонский схимонах Ксенофонт (князь К.А. Вяземский)


 В начале ноября 1891 г. принц Дамронг прибыл в Крым и в Ливадийском дворце был принят Александром III. Дамронг передал императору письмо Чулалонгкорна, в котором король просил принять в знак дружбы между Сиамом и Россией высший сиамский орден «Маха Чакри» и наделял своего брата полномочиями вести любые переговоры с Россией. Однако каких-либо обещаний и обязательств со стороны правительства России в отношении противодействия экспансии Франции против Сиама дано не было, т. к. именно в эти годы шел процесс установления союза России и Франции, исключительно важного для обеих держав. 


 Сам Дамронг в письме принцу Девавонгу в Бангкок из Ливадии 17 ноября 1982 г. писал: «…было выделено специальное императорское судно, чтобы доставить меня до Ливадии… Цесаревич встречал на пристани, усадил в автомобиль и повез на аудиенцию. Император проводил прямо во дворец, показал все комнаты…Живя здесь, я обедаю и ужинаю с императорской семьей каждый день… Император и императрица выражают желание, чтобы наш король посетил Европу и Россию, будут рады принять короля в России… Со стороны здешней знати нет и намека на неприязнь». 

 А вот что говорил Дамронг уже в Бангкоке Генеральному консулу России А.М. Выводцеву в 1893 г. (цитируем донесение Выводцева в МИД России): «…принц Дамронг, имевший счастье быть принятым в Ливадии, вынес оттуда самое приятное воспоминание и говорит, что счастливейшие дни его жизни были те, когда ему довелось быть гостем российской царственной семьи, которая изволила выказать ему такое радушие, какого он нигде и никогда не встречал и не ожидал, и что в его глазах идеал царя и семьянина воплощается в высочайшей особе государя императора». 

 Визит цесаревича в Сиам и приезд принца Дамронга усилили интерес в России к далекой стране Юго-Восточной Азии. В 1892 г. два русских путешественника посетили Сиам. 

 В августе-декабре 1892 г. князь Константин Александрович Вяземский проехал Сиамское королевство от его восточных границ до Бирмы. К. А. Вяземский предпринял в это время грандиозное путешествие по азиатским странам. На лошадях в сопровождении свиты в течение двух лет он проехал по пути из Европейской России через Сибирь и Китай во Вьетнам, Камбоджу, Сиам и Бирму и далее через Индию и Иран вернулся на Кавказ и в Европейскую Россию. 

 В Сиаме князь пользовался гостеприимством принцев и высших сановников в столице и губернаторов на местах. Пробыв в стране около полугода, князь вынес о ней самые прекрасные впечатления. 

 «Нравилась мне ночь тропическая, — писал К. А. Вяземский, — нравился мне Сиам, этот волшебный сад, нравилась мне тихая мирная жизнь здешних незлобивых жителей, и задумался я на несколько минут, и захотелось мне остаться тут, чтобы уже не возвращаться в Европу, не носить больше суконных сюртуков, а ходить вечно в полотняных пиджаках; не пить больше токайского вина, ни бургунского, ни шампанского, а утолять жажду пальмовым соком и кокосовым молоком да чаем. Не покрываться на ночь шерстяными да шелковыми одеялами, а представлять ветру тропическому покрывать меня своими теплыми волнами».

 И далее в дневнике Константина Александровича Вяземского мы читаем: «Как-то горестно покидать Сиам, свыкся я с ним, и хорошо там было, около полугода я по нему странствовал. Воспоминание он мне самые приятные оставил, что за беды, что повальные там лихорадки, тигры, змеи, всевозможные дикие звери; люди то там добрые, гостеприимные, природа роскошная, солнце теплое, фруктов множество, ни холода ни мороза и в помине нет» (Вяземский К.А. Путешествие вокруг Азии верхом. Тетрадь 38).

P.S.  В 1896 князь Константин Александрович Вяземский – выходец из древнего княжеского рода, талантливый литератор, пользовавшийся признанием Л. Н. Толстого, ботаник, путешественник, глубоко верующий православный человек, приехал на Святую Гору Афон в Пантелеимонов монастырь, с тем, чтобы остаться в нем навсегда под именем схимонаха Ксенофонта.